Где в лесу можно найти муку?
Основу муки (и, соответственно, хлеба) составляет крахмал. Этот углевод производят все растения. Крахмал — это запас их пищи. Потому для приготовления хлеба в лесу нам нужно найти те растения и их части, где крахмала много, и откуда его проще извлечь.
По сырым местам, возле ручьев, речек, озер, по канавам растет рогоз. Чаще всего его неправильно называют тростником или камышом. Бархатистые темно-коричневые початки этого растения невозможно перепутать с чем-то другим.
Рогоз у нас растет двух видов – узколистный и широколистный. Но для нас подойдет любой из них.
В почве у рогоза толстое корневище до полуметра длиной. Для получения муки его нужно выкопать, промыть, порезать на ломтики около сантиметра толщиной. Затем кусочки эти следует высушить, чтоб ломались с треском.
Высушенное корневище толкут до порошкообразного состояния или размалывают на импровизированной мельнице из двух подобранных для этого камней. Можно, конечно, использовать и кофемолку. Но ведь это дома. А мы, кажется, готовим муку в «походных условиях?
Корневище рогоза пригодно не только для получения муки. Его варят, жарят (как картошку). Пережаренное и размолотое корневище пригодно для получения напитка – заменителя кофе.
Хлеб в лесу может быть изготовлен и из других растений. Всем известен лопух (репейник). Корневище лопуха может достигать размера крупной моркови, и в нем также много крахмала.
Но следует учитывать, что лопух – растение двулетнее. На первом году жизни у него появляется лишь розетка очень крупных листьев. На втором – уже стебель с соцветиями, позже превращающимися в соплодия – «липучки».
Использовать корневище растения второго года бессмысленно. Запас питательных веществ в нем уже израсходован. Попробовавшим это проделать только и остается, что оставлять гневные отзывы на форумах .
А вот корневища первого года, выкопанные осенью или рано весной, можно жарить, варить, делать из них повидло. Или муку – примерно так же, как из рогоза.
Для получения муки используют и корневища кипрея, называемого еще иван-чаем. В лесу, особенно на вырубках, гарях, кипрей – знаменитый первопоселенец – образует порой обширные заросли. А его корневище может достигать метровой длины.
Съедобна заболонь большинства деревьев. Это вторичная кора дерева, образующаяся между наружной коркой и древесиной, обычно белесого цвета. Особенно легко она снимается весной, во время сокодвижения. Заболонь в это время сладковата. В детстве мы снимали подобные полоски с сосен и ели.
Приложив некоторые усилия, заболонь можно отделить и летом, и осенью. Для этого в комлевой (нижней) части дерева делают горизонтальные надрезы на коре, поддевают наружную корку ножом и отдирают. Если не получается – можно сделать это при помощи деревянных клиньев. Затем снимают светлую внутреннюю кору (ее еще неправильно называют лубом).
Это и есть заболонь. Порежем ее на кусочки, опустим в котелок с кипящей водой и проварим до образования однородной желеобразной массы. Ее можно есть. А можно высушить на горячем камне у костра, растолочь и добавить в муку для выпечки хлеба в лесу.
Конечно, после проделанной «операции» дерево болеет. И может даже погибнуть. Так что снимать заболонь просто ради баловства не нужно. Лишь в случае крайней нужды! Для питания годится вторичная кора березы, сосны, ели, ивы, осины, лиственницы.
Муку для получения хлеба в лесу дадут и дубовые желуди. Но они содержат много дубильных веществ, которые нужно сначала удалить.
Собранные осенью желуди режут на несколько частей, заливают водой. Вымачивать следует в течение двух суток, трижды в день меняя воду. И лишь после этого желуди дробят и варят из них кашу. Или сушат, размалывают в муку и пекут лепешки.
Неплохая мука может получиться из корневищ водных растений –кувшинки белой и кубышки желтой.
Однако и кувшинка, и кубышка содержат дубильные вещества и ядовитые алкалоиды. Потому и здесь требуется предварительная обработка.
Добыв со дна водоема толстые, часто многометровые корневища, их режут на ленты. Потом эти ленты разрезают на кусочки размером около сантиметра, сушат. Высушенные корневища толкут или размалывают в муку.
Приготовленную муку нужно тщательно вымочить. Для этого ее заливают чистой водой и выдерживают в течение суток. Потом воду сливают, заменяют свежей – и еще сутки вымачивания. Снова сливают воду и заменяют ее чистой. Ждут, когда взвесь отстоится, и мука осядет.
Воду сливают, а муку рассыпают тонким слоем на газету или ткань и сушат. Теперь она готова для приготовления хлеба в лесу.
А вот корневище другого распространенного околоводного растения – сусака зонтичного – пригодно для использования без предварительной обработки. Выкапываем, моем, режем, сушим, размалываем. И печем хлеб. Или варим, жарим. Так же можно поступать и с корневищами тростника, растущего возле воды и в воде.
Пригодны для получения муки и некоторые лишайники. Крахмала в них, правда, нет. Зато есть его лишайниковый аналог – лихенин. Но для удаления горечи лишайники следует вымочить. Не менее суток вымачивания в чистой воде, а лучше – в растворе соды или щёлока.
Вымоченный лишайник сушат, толкут в порошок. Мука для хлеба в лесу готова. Только лучше такую муку смешивать с другой – имеющейся ржаной, пшеничной или полученной из лесных растений.
Для употребления в пищу пригодны лишайники рода Кладония, а также цетрария исландская.
Где взять дрожжи?
Для приготовления хлеба нужны еще и дрожжи. Хлеб можно попытаться испечь и без них. Только такая лепешка будет не пористой, плотной и малосъедобной. К сожалению, найти в лесу заменитель хлебопекарных дрожжей вряд ли получится.
Лучше всего использовать дрожжи готовые. Собираясь в поход, возьмите с собой несколько пакетиков сухих дрожжей. Даже если Вы не собираетесь печь в лесу хлеб. Весу к Вашей поклаже это добавит очень немного – несколько граммов.
Имея же несколько кусочков (просто корочек) хлеба, можно попытаться приготовить закваску для хлебопечения. Хлеб размачивают в теплой воде, добавляют немного муки и ставят в теплое место на несколько часов. Это может быть, например, остывающее кострище.
Подчеркиваю – в теплое, а не горячее! Появившиеся на поверхности пузырьки газа покажут, что началось брожение, и закваска готова.
Разводим муку теплой водой, добавляем закваску или дрожжи, разведенные в воде, ставим тесто в теплое место и ждем, пока оно поднимется. Затем вымешиваем, придаем форму колобка или лепешки и приступаем к выпечке.
Немного теста нужно сохранить, чтобы назавтра сделать хлебную закваску уже из него.
Если дрожжей или недоеденного хлеба нет, но есть сода, приготовить можно нечто вроде оладий. Если нет и ее… Есть такое блюдо, как каша. Да мучная «болтушка», в конце концов! Когда грозит голод…
- Что варишь?
- Похлебку.
- А чего положил?
- Воды да соли.
(Старая шутка)
М-да! Ну, будем считать, что дрожжи или их замена у нас есть. Тесто получилось. Правда, тут нужно учесть следующее. Мука, полученная из большинства лесных растений, в отличие от пшеничной или ржаной, обладает невысокой клейкостью из-за малого содержания или отсутствия белка клейковины. Такие лепешки при попытке их повернуть будут рассыпаться.
Особенно это характерно для лепешек из дубовых желудей, из лишайниковой муки. Поэтому подобную муку лучше добавлять к муке зерновой. Или попытаться клейкость повысить, добавив птичье яйцо. Или же выпекать хлеб способом, эту особенность учитывающим.
Как испечь хлеб в лесу?
Для выпечки хлеба нужна печь. Чем ее заменить, если хлеб печем в лесу?
Для костра готовим яму. Стенки и дно ее обкладываем камнями, используя по возможности плоские или округлые булыжники. Разводим костер.
Когда камни накалятся, а дрова прогорят, разгребаем угли к стенкам. Приготовленную к выпечке хлебную лепешку заворачиваем в крупные листья – например, лопуха. Укладываем будущий хлеб на кострище, закрываем его куском дерна, а сверху разводим небольшой костерок.
Через некоторое время проверяем, испекся ли хлеб. Для этого протыкаем его лучинкой. Если тесто к ней прилипает, выпечку нужно продолжить.
Кстати, способ этот был описан много лет назад в замечательной книге Н.М.Верзилина «По следам Робинзона».
Другой способ несколько напоминает выпечку лаваша на стенке печи-тандыра. Находим плоский достаточно крупный камень и устанавливаем его под углом к костру. Разводим костер и ждем, пока камень этот накалится. Прикрепляем к нему лепешку и печем ее.
Лепешки из теста с низкой клейкостью лучше печь, используя импровизированную «форму» — например, из двух сковородок. Укладываем лепешку на одну, второй закрываем. Ставим на угли. Через некоторое время просто переворачиваем.
А теперь все же о том, зачем нужно знать, как и из чего можно испечь хлеб в лесу.
Вы знаете, меня несколько поразила прочитанная недавно история. Трое туристов – два парня и девушка – заблудились в алтайской тайге. Заблудились весьма серьезно. Необычного в этом ничего нет. Заблудиться можно в гораздо более населенном районе с несравнимо более простым рельефом.
Но … Эти трое голодали. Блуждали они уже около месяца. Продукты закончились. А чем еще можно питаться в лесу, туристы не знали.
Самый крепкий оставил двух ослабевших и пошел искать людей. Не вернулся. Второй парень был совсем слаб. Пошла девушка. Свойственная женскому организму выносливость выручила (или просто повезло). Она вышла к людям. Спасатели вытащили оставшегося. Ушедшего же первым нашли позднее. Погибшим.
Люди голодали в лесу. Летом! То есть там и тогда, где съедобных растений побольше, чем на наших огородах. Такая вот история.
Попасть в экстремальную ситуацию, когда встанет вопрос – как выжить, может любой из нас. Даже тот, кто о походах по тайге или тундре не помышляет. Да турист-то хоть немного, но все же подготовлен к этому. А если выживать предстоит жертве техногенной аварии? или какого-то социального катаклизма?
Это ведь Робинзону Крузо щедрый автор подарил и благодатный остров, и ружье, и порох, и какую-то одежду, и кое-какие продукты …
А если всего этого нет? Тогда помочь могут лишь знания. Потому они и не лишние.